Инструкторов по вождению беспокоят планы оценивать их по аварийности выпускников
Автошколы выразили свои опасения по поводу инициатив властей создать публичный рейтинг организаций, занимающихся обучением вождению. Этот рейтинг будет учитывать различные факторы, в том числе количество аварий, в которые попадают выпускники автокурсов, а также их успехи на экзаменах в ГИБДД. Представители автошкол убеждены, что связь между качеством обучения и уровнем аварийности отсутствует. В то же время, сотрудники ГИБДД уверены в обратном и готовы обсуждать внедрение дополнительных критериев для составления этого рейтинга.
9 апреля в Общественной палате проходило обсуждение проекта федерального закона, который был представлен правительством в Госдуму 28 февраля. Власти впервые намерены разработать систему «оценки эффективности» работы автошкол, однако методики оценки еще находятся в стадии разработки. Как пояснил глава правительства Михаил Мишустин, качество образовательных учреждений будет оцениваться по определенным показателям, включая результаты сдачи экзаменов и количество дорожно-транспортных происшествий, в которых оказались выпускники той или иной школы.
Рейтинг, составленный МВД, будет опубликован в интернете и станет доступен всем желающим. Михаил Мишустин отметил, что данное нововведение окажет значительное влияние на качество обучения водителей, поможет снизить количество аварий на дорогах и сделает передвижение по ним более безопасным.
Представители различных автошкол в России, насчитывающих более 7,5 тысяч, выражают серьезные опасения в связи с предстоящими изменениями в законодательстве. Президент Национального союза ассоциаций автошкол, Елена Зайцева, на своем выступлении в Общественной палате подчеркнула, что у нее есть вопросы относительно того, существует ли реальная связь между уровнем аварийности и качеством обучения. Она отметила, что в научной литературе, как в России, так и за границей, не проводилось достаточно исследований на эту тему. По ее мнению, личные характеристики водителя, его социально-культурный фон и психофизические особенности оказывают более значительное влияние на уровень аварийности, чем подготовка в автошколе. Также она добавила, что агрессивная среда, в которой оказываются новички после завершения обучения, играет немалую роль.
Зайцева также акцентировала внимание на том, что большинство нарушений правил дорожного движения совершается осознанно, и подготовка не всегда оказывает на это влияние. Она напомнила, что окончательное решение о выдаче водительских прав принимает именно ГИБДД, а не автошкола, позволяя людям водить после успешного прохождения экзамена.
Эти мысли были поддержаны президентом Приморской ассоциации автошкол, Александром Николаевым, который отметил, что в случае ДТП ответственность часто сразу связывается с работой автошкол, хотя никто не анализирует истинные причины происшествий. Он указал на необходимость работы ГИБДД: если водителю не хватает навыков или он представляет опасность, то следует просто не выдавать ему водительское удостоверение. Николай Манжилевский, представитель федерации автошкол Татарстана, также подчеркнул, что если и стоит оценивать деятельность автошкол, то это должно делать Министерство просвещения, а не силовые ведомства.
Вопрос о внедрении комплексного подхода к оценке качества автошкол продолжает оставаться актуальным. ГИБДД уже в 2020 году начинала работу по созданию рейтинга автошкол, инициировав подготовку проекта постановления правительства. Суть этого нововведения заключалась в регулярной публикации отчетов, в которых должны были содержаться данные о проценте выпускников, успешно сдавших экзамены с первой попытки, а также статистика по ДТП, произошедшим по вине начинающих водителей. Эти отчеты планировалось использовать для проведения внеплановых проверок автошкол.
Однако, по причинам, так и не ставшим известными, проект так и не был реализован. Комментарии старшего инспектора по особым поручениям ГИБДД России Антона Царева в ходе заседания Общественной палаты подтвердили, что качество подготовки водителей остается на низком уровне. Он отметил, что количество погибших в ДТП с участием новичков на дороге в 2024 году возросло на 10%, а в 2025 году рост жертв таких аварий составил уже 20%. Количество граждан, не сдавших экзамен с первой попытки, все еще остается значительным.
Антон Царев высказал свое мнение о том, что именно ГИБДД является органом, который оценивает и допускает водителей к вождению. Он подчеркнул, что, в то время как автошколы имеют возможность в течение десятков часов обучать кандидатов навыкам вождения, у ГИБДД нет ресурсов, чтобы за короткие 30 минут экзамена полноценно проверить все навыки водителя. Это вызывает трудности, особенно когда речь идет о таких аспектах, как знание правил обгона, что является одной из главных причин ДТП со смертельными исходами.
Царев сообщил, что конкретные критерии для оценки работы автошкол будут разработаны на дальнейших этапах работы над законопроектом. Он пообещал привлечь независимых экспертов к этому процессу. Кроме того, депутат считает, что среди основных показателей нужно учитывать не только количество тех, кто сдал экзамены с первого раза, но и число тех, кто попал в ДТП после завершения обучения. Он уверен, что эти данные будут служить важным итоговым критерием.
Законопроект, в рамках которого предполагается создание рейтинга автошкол, курируется думским комитетом по транспорту. Депутат Сергей Тен, представляющий партию «Единая Россия», отметил на заседании, что многие водители при выборе автошколы ориентируются, прежде всего, на стоимость курсов и удобство, а не на качество подготовки. В Государственной Думе планируется рассмотреть этот документ в первом чтении в мае.