Минпросвещения пропишет правила онлайн-курсов для водителей
Министерство просвещения Российской Федерации введет правила для дистанционного обучения в рамках теоретического курса для будущих водителей в автошколах.
В проекте нового приказа министерства упоминаются специальные цифровые образовательные сервисы, которые должны будут использоваться участниками рынка. Изменения также коснутся правил обучения навыкам вождения, особенно для тех, кто планирует становиться водителем автобусов, грузовиков и такси. Будущие водители смогут изучать основы управления транспортными средствами непосредственно в автопарках и на транспортных предприятиях, что, по мнению экспертов, поможет облегчить подготовку кадров в условиях острого дефицита водителей.
После обсуждения проект был доработан, и на платформе regulation.gov.ru была опубликована его вторая версия.
Одним из ключевых нововведений станет регламент дистанционного обучения в рамках теоретического курса для будущих водителей, который включает изучение правил дорожного движения, норм Кодекса об административных правонарушениях, основ оказания первой помощи в случае дорожно-транспортных происшествий и устройства автомобиля.
В Минпросвещения уточнили, что дистанционные занятия разрешены и в действующем законодательстве «Об образовании», однако ранее в приказе для автошкол не было конкретных упоминаний об этом формате обучения. Более того, в действующем документе теоретическое обучение подразумевает проведение занятий исключительно в «учебных кабинетах». Ведомство по просьбам представителей автошкол согласилось устранить этот правовой пробел, и применение «дистанционных образовательных технологий» будет разрешено при соблюдении условий, установленных в постановлении правительства Российской Федерации, принятом в 2023 году. Этот документ определяет правила дистанционного и электронного обучения для всех образовательных учреждений, включая автошколы. В нем подчеркивается необходимость использования специализированных цифровых образовательных сервисов, которые представляют собой «цифровые решения, обеспечивающие возможность получения знаний, умений и навыков, а также автоматизацию образовательного процесса». Одним из функционалов такой платформы является возможность отслеживания посещаемости занятий и успеваемости учащихся.
Дистанционное обучение приобрело особую популярность в период ковидных ограничений, отмечает президент межрегиональной ассоциации автошкол МААШ Татьяна Шутылева. Она комментирует, что лекции для будущих водителей проводились с использованием различных видеоплатформ, однако не тех, что рекомендованы правительством. В результате не было возможности отслеживать, сколько часов фактически прослушали ученики, и как они усвоили материал. Часто обучение сводилось к самостоятельной подготовке, что недопустимо.
Решение Минпросвещения сделает учебный процесс полностью прозрачным и контролируемым.
Кроме того, предусмотрено серьезное изменение, позволяющее соискателям водительских удостоверений категорий «C» и «D» (для автобусов и грузовиков) получать практические навыки вождения не только в автошколах, но и в организациях, занимающихся деятельностью по соответствующим образовательным программам. Речь идет о транспортных компаниях и автопарках. В Минпросвещения уточнили, что для реализации такого подхода автошкола и заинтересованная организация-работодатель должны заключить договор.
Вскоре в сфере пассажирских перевозок появится новое право для будущих таксистов, получающих категорию «B». Они смогут проходить практику в таксопарках, что станет значительным шагом в их обучении и подготовке. Как отметила Татьяна Шутылева, в настоящее время подобная возможность есть лишь для водителей трамваев и троллейбусов. Директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова подчеркнула, что у каждого автопарка существуют свои особенности, и обучение управлению конкретным типом транспортного средства — это правильный подход. Кроме того, такой формат обучения обеспечит студентам гарантированное трудоустройство, а перевозчикам позволит лучше оценить будущих сотрудников.
Госпожа Ракулова также обратила внимание на текущую ситуацию в отрасли, где наблюдается острый дефицит водителей. Инициативы Министерства образования могут значительно облегчить эту проблему. По данным Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей, нехватка водителей особенно ощутима в сегменте туристических автобусов, где она достигает 40–60% от потребностей рынка.
Приказ также вносит ряд важных уточнений, касающихся технических аспектов. В частности, количество обязательных часов на обучение навыкам вождения для водителей категории «B» в городских условиях увеличится с 38 до 42 часов. В Минпросвещения пояснили, что обновленные программы обучения будут более ориентированы на практическую деятельность. Новая версия приказа теперь будет проходить оценку регулирующего воздействия, а соответствующее заключение должно предоставить Министерство экономического развития.