Регламент по приему экзаменов в ГИБДД признан законным
Верховный суд РФ не обнаружил нарушений в регламенте МВД по сдаче экзаменов на получение в/у. По мнению обратившейся в ВС Анастасии Крюковой, жительницы Высшего Волочка, в нормативном документе содержится «правовая неопределенность», а также он создает предпосылки для коррупции, так как позволяет экзаменаторам выставлять гражданам штрафные баллы за «неуверенное» пользование рулем, рычагами и педалями транспортного средства. Представители Минюст и МВД доказали суду, что в документе нет предпосылок и противоречий для коррупции.
10 июня 2024 года ВС РФ рассматривал жалобу Анастасии Крюковой на нормы административного регламента МВД №80, которым утверждены правила проведения экзаменов на получение в/у в ГИБДД. С мая 2022 года по февраль 2023 года госпожа Крюкова пыталась сдать практический экзамен по вождению четыре раза, однако на разных этапах ее отправляли на пересдачу из-за допущенных ошибок. Она обжаловала решение ГИБДД в судах, но, потерпев неудачу, обратилась в высшую судебную инстанцию.
Экзамен по вождению – часть теста в автоинспекции наряду с оценкой теоретических знаний. По статистике ГИБДД, только 10% экзаменуемых сдают его с первого раза. Инспектор имеет право начислить определенное количество баллов за каждую ошибку испытуемого. За пересечение стоп-линии или непристегнутый ремень, например, начисляется четыре штрафных балла, неуверенное пользование органами управления наказывается одним. Экзамен прекращается после достижения критической отметки. С 1 апреля 2024 года были внесены изменения в регламент: кандидатам в водители вместо прежних пяти штрафных баллов разрешили набрать семь. Помимо этого, раньше, если экзаменуемый трижды подряд не сдал практическую часть, он мог уже через месяц предпринять очередную попытку, а теперь срок увеличен до шести-девяти месяцев.
Объект жалобы Анастасии Крюковой – пункт регламента, в котором указывается, что ошибкой считается «неуверенное» пользование органами управления ТС, то есть педалями, рулем, рычагами и т.д.
Анастасия Крюкова увидела в этом «неоднозначное толкование» и «правовую неопределенность», а также «коррупциогенный фактор». По ее мнению, это противоречит ряду нормативных актов, в том числе закону «Об антикоррупционной экспертизе» и постановлению правительства «О допуске к управлению транспортными средствами».
Формулировки, содержащие субъективную оценку, на которые пожаловалась госпожа Крюкова, уже применяются в вышестоящих нормативных актах, противоречий нет, заявила в Верховном суде Юлия Сафронова, представитель МВД. В качестве примера ей был приведен термин «опасное вождение» в правилах дорожного движения, под которым в том числе подразумевается несоблюдение «безопасной» дистанции и «резкое» торможение. Она также заметила, что Анастасия Крюкова все же получила права (с пятой попытки), а предыдущие четыре раза провалились из-за допущенных нарушений правил дорожного движения, а не оспариваемых норм. Кроме того, госпожа Сафонова заметила, что приказ МВД прошел антикоррупционную экспертизу в Минюсте перед принятием. Антон Курамшин, ведущий советник департамента Минюста, выступая в ВС, добавил: его нормы прописаны настолько точно, насколько это возможно. Он также заметил, что в вопросах безопасности все зарегулировать невозможно.
Николай Гиляков, начальник отдела организации экзаменационной деятельности и предоставления госуслуг ГИБДД, напомнил, что во всех экзаменационных транспортных средствах ведется аудио- и видеосъемка – всегда можно оспорить результаты теста. Он отметил, что со временем процесс будет автоматизирован, но пока экзамены принимаются по действующим правилам.
Во вступившей в силу 1 апреля 2024 года новой версии регламента ГИБДД расшифровали, что относится к «неуверенному» пользованию органами управления: чрезмерное торможение, рывки при старте, долгое переключение передач, начало движения на «ручнике» и т.д.
Выслушав позицию сторон, судья ВС Олег Кириллов принял решение отклонить исковую жалобу. Госпожа Крюкова или ее представители не участвовали в заседании.
Регламент по приему практического экзамена оспаривается не первый раз. ВС в 2022 году отклонил жалобу владельца мотошколы Антона Чибисова на небезопасное, как он считал, упражнение «Скоростное маневрирование», которое начинающими мотоциклистами должно выполняться за 35 секунд. Анастасия Крюкова в 2023 году также пыталась оспорить норму, разрешающую инспекторам стирать запись с видеорегистратора в экзаменационном автомобиле через месяц.