Как ездить на «механике»: инструкция для начинающих водителей
АКПП прочно вошли в обиход, благодаря своему удобству. Даже экзамен на получение прав сегодня официально разрешено сдавать на автомобилях с автоматической коробкой передач. Однако на рынке до сих пор хватает машин с традиционной механической трансмиссией. Поэтому умение обращаться с «ручкой» будет полезно, как минимум, для расширения выбора при покупке авто. Расскажем пошагово об особенностях вождения на МКПП для начинающих.
Зачем нужна «механика»
Двигатель внутреннего сгорания работает эффективно только в узком диапазоне оборотов – это конструктивная особенность агрегата. Именно поэтому автомобилю нужно устройство, помогающее ему оставаться в нужном диапазоне на любой доступной ТС скорости. Данную функцию выполняет коробка передач, которая меняет отношение оборотов коленчатого вала к оборотам ведущих колес. Ключевым отличием «автомата» от «механики» является автоматизация процесса – на МКПП водитель сам отвечает за смену ступеней.
Ручную коробку выбирают любители активной езды, предпочитающие полностью контролировать поведение автомобиля. Новички ее побаиваются. Их опасения не напрасны, неправильное обращение с МКПП может привести к остановке двигателя, серьезной поломке, потере устойчивости машины, а значит – и к ДТП.
Почему у автомобиля с «механикой» три педали
Как правило, у водителя машины с «автоматом» левая нога отдыхает. На авто с МКПП ей приходится регулярно работать – для управления крайней левой педалью, отвечающей за включение и выключение сцепления. С его помощью меняются передачи в коробке без ударных нагрузок и ущерба для всей трансмиссии. Для этого необходимо в момент переключения разомкнуть коробку и МКПП. Когда левая педаль отпущена, сцепление выключено и передает крутящий момент на коробку и дальше на колеса. Когда она нажата, прерывается поток мощности и можно переходить на другую ступень.
Как обращаться с педалью сцепления
Любые манипуляции с рычагом МКПП нужно проводить при выключенном сцеплении. Педаль необходимо нажать до упора, переключиться, затем отпустить педаль и убрать левую ногу на площадку для отдыха.
Работать педалью сцепления по принципу «включено-выключено» нельзя. В таком случае машина будет двигаться рывками, а также подвергаться ударным нагрузкам. Из-за скачков тяги на ведущих колесах может возникнуть их срыв в скольжение.
Медлить тоже не стоит. Отпуская левую педаль плавно и долго, водитель провоцирует пробуксовку сцепления, приводящую к перегреву и износу фрикционных накладок. Обращаться с педалью сцепления нужно уверенно, но без спешки. Данный навык нарабатывается только опытом.
Что делать с рычагом МКПП
Большинство транспортных средств с «механикой» имеют так называемый Н-образный механизм выбора передач. Водитель, перемещая рычаг вправо и влево, выбирает нужный диапазон, подготовительное действие совершается в нейтральном положении. Нужная ступень включается при толкании рукоятки вперед или назад.
Опасность торможения двигателем
Опытные автолюбители постоянно пользуются этим приемом, поскольку с закрытой дроссельной заслонкой двигатель оказывает сопротивление вращению коленвала. Часто такое торможение преподносят как преимущество МКПП перед АКПП. Считается, что, замедляя машину с постепенным понижением передач, экономится топливо и снимается часть нагрузки с тормозной системы.
Все так. Однако тормозить двигателем нужно очень осторожно. Если на высокой скорости бездумно включить не ту ступень, ведущие колеса могут заблокироваться – машина станет неуправляемой. Другой вариант негативного развития событий – перекрут двигателя: вращающиеся колеса раскрутят коленвал до оборотов, превышающих предельные, электроника просто не успеет среагировать на это.
Как пользоваться «ручником»
Одним из кошмаров начинающего знакомиться с МКПП водителя является старт с места на подъеме. Такую ситуацию на экзамене в ГИБДД имитирует эстакада. Если машина не оборудована ассистентом, который удерживает автомобиль на месте некоторое время, весьма велик риск откатиться назад.
Новички, опасаясь отката, часто бросают сцепление, дают больше газа и машина резко прыгает вперед. Такой прием в повседневной езде не приведет ни к чему хорошему. Имеет смысл натренировать навык применения стояночного тормоза.
Включив заранее первую передачу, затянув «ручник» и нажав кнопку фиксатора, следует убрать правую ногу с тормоза и перенести на акселератор, выставляя нужные обороты двигателя. После этого нужно отпустить педаль сцепления и вместе с началом движения выключить стояночный тормоз. «Ручником» также следует пользоваться на стоянке.