Повышение штрафов с 1 января 2025 года: полный список грядущих изменений
Государственная дума России 12 декабря обсудила увеличение штрафов за ряд нарушений правил дорожного движения (ПДД). Этот законопроект получил поддержку от комитета по государственному строительству и законодательству, что наводит на мысль о том, что с 1 января 2025 года штрафы могут существенно возрасти. Наиболее значительные изменения коснутся нарушений, связанных с вождением в состоянии алкогольного опьянения, проездом на красный свет, превышением установленной скорости, а также несоблюдением требований дорожной разметки и знаков. Также будет большее наказание за отсутствие пристегнутого ремня безопасности.
Важным моментом этого законопроекта является изменение системы скидок на штрафы. Размер скидки за своевременное погашение нарушений уменьшится с 50 до 25 процентов, однако льготный период для оплаты штрафа увеличивается до 30 дней. Также в законопроекте предусмотрено повышение штрафа за повторную езду без полиса ОСАГО.
Вместо того, чтобы рассматривать вопрос о повышении штрафов отдельно, депутаты смогли интегрировать эти изменения в уже подготовленный законопроект, касающийся изменений в ОСАГО. Таким образом, новые правила становятся частью более широкой инициативы по улучшению дорожной безопасности. Для голосования были подготовлены следующие изменения в законопроекте:
- увеличение штрафа за нарушение правил применения ремней безопасности с 1 000 до 1 500 рублей;
- увеличение штрафа за управление автомобилем в нетрезвом виде/передачу автомобиля нетрезвому/отказ от проверки с 30 000 до 45 000 рублей. Также предусматривается лишение прав на 1,5-2 года;
- увеличение штрафа за превышение скорости на 20-40 км/ч с 500 до 750 рублей;
- увеличение штрафа за превышение скорости на 40-60 км/ч с 1 000-1 500 до 1 500-2 250 рублей;
- увеличение штрафа за превышение скорости на 60-80 км/ч с 2 000-2 500 до 3 000-3 700 рублей. Также предусматривается лишение прав на 4-6 мес.;
- увеличение штрафа за превышение скорости на более 80 км/ч с 5 000 до 7 500 рублей. Также предусматривается лишение прав на 6 мес.;
- увеличение штрафа за повторное превышение скорости на 40-60 км/ч с 2 000-2 500 до 3 000-3 750 рублей;
- увеличение штрафа за повторное превышение скорости на 60-80 км/ч и более 80 км/ч с 5 000 до 7 500 рублей. Также предусматривается лишение прав на год;
- увеличение штрафа за проезд на запрещающий сигнал светофора с 1 000 до 1 500 рублей;
- увеличение штрафа за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора с 5 000 до 7 500 рублей. Также предусматривается лишение прав на 4-6 мес.;
- увеличение штрафа за езду по обочине с 1 500 до 2 500 рублей;
- увеличение штрафа за выезд на встречную полосу или трамвайные пути с 1 000-1500 до 1 500-2 250 рублей;
- увеличение штрафа за выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления с 5 000 до 7 500 рублей;
- увеличение штрафа за повторный выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления с 5 000 до 7 500 рублей;
- увеличение штрафа за несоблюдение требований разметки и знаков с 500 до 750 рублей;
- увеличение штрафа за поворот налево или разворот в неположенном месте с 1 000-1 500 до 1 500-2 500 рублей;
- увеличение штрафа за езду по дороге с односторонним движением против хода движения с 5 000 до 7 500 рублей. Также предусмотрено лишение прав на 4-6 мес.;
- увеличение штрафа за повторную езду по встречке по дороге с односторонним движением с 5 000 до 7 500 рублей. Также предусмотрено лишение прав на год;
- увеличение штрафа за несоблюдение требований разметки и знаков, запрещающих стоянку или остановку в Москве и Санкт-Петербурге с 1 500 и 3 000 до 2 500 и 4 500 рублей;
- увеличение штрафа за езду по выделенной полосе в Москве и Санкт-Петербурге с 1 500 и 2 500 до 3 000 и 4 500 рублей;
- увеличение штрафа за непредоставление преимущества скорой и полиции с 3 000-5 000 до 4 500-7 500 рублей. Также предусмотрено лишение прав на год;
- увеличение штрафа за нарушение ПДД, повлекшее причинение лёгкого вреда здоровью с 2 500-5 000 до 3 750-7 500 рублей. Также предусмотрено лишение прав на 1-1,5 года;
- введение штрафа за повторную езду без ОСАГО – 3 000-5 000 рублей.
Что изменится с 1 января
Классификация нарушений в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) останется прежней. Однако в новом законопроекте предполагается повышение размеров штрафов, которые прописаны в 12-й статье КоАП. Эти изменения касаются штрафов, которые помимо прочего затрагивают 75% всех нарушений, что делает их наиболее актуальными для большинства водителей. Кроме того, законопроект ужесточает ответственность за повторную езду без действующего полиса ОСАГО, что также говорит о стремлении законодателей повысить ответственность водителей и улучшить безопасность на дорогах.
Законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», касающийся статей 12.3 и 12.37, был представлен в Госдуму 1 декабря 2024 года. Изначально он предусматривал лишь ужесточение штрафа за управление автомобилем без полиса ОСАГО. Однако во время подготовки ко второму чтению к документу добавили ряд дополнительных изменений, касающихся других пунктов «автомобильной» статьи КоАП.
Ожидается, что законопроект будет быстро принят Госдумой и подписан президентом, благодаря чему новые штрафы могут вступить в силу с 1 января 2025 года. Вместе с изменением размеров штрафов, обновится также и скидка за своевременное погашение штрафа: с нового года она составит 25 процентов от суммы, вместо действующих 50 процентов. При этом срок для льготной оплаты будет продлен до 30 дней, в отличие от нынешних 20.
Куда пойдут доходы от штрафов
Что касается доходов от штрафов, то они полностью поступают в региональный бюджет того города или области, где было зарегистрировано нарушение. Однако в ближайшем будущем эта практика может измениться. Министерство финансов предложило внести поправки в Бюджетный кодекс, согласно которым 25 процентов доходов от штрафов будут направляться в федеральный бюджет, в то время как оставшиеся 75 процентов останутся в распоряжении регионов. Это предложение уже поддержано правительством, и ожидается, что региональные власти не будут против, поскольку поступления от штрафов в результате ужесточения не должны уменьшаться.
Подводя итог, можно сказать, что предстоящие изменения в законодательстве направлены на существенное ужесточение наказаний за дорожные правонарушения. Это должны положительно сказаться на общих показателях безопасности на дорогах и сформировать более ответственное отношение среди водителей к соблюдению правил дорожного движения. Важно, чтобы водители осознали свою ответственность за ошибки на дороге и соблюдали существующие правила, ведь главная цель этих инициатив – сохранение человеческих жизней и снижение числа аварий. Настало время серьезно задуматься о правилах, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать наказаний и, что еще важнее, обезопасить себя и других участников дорожного движения.